Военный православный храм

Военный православный храм

Военный православный храм — специальное здание для отправления публичного и частного (требы) богослужения в полках, на кораблях, гарнизонах, крепостях, военно-учебных заведениях и других воинских заведениях и учреждениях.

Вся жизнь русского воина от рождения (крещения) до смерти (отпевания) была тесно связана с православным храмом. После крещения здесь ребенок воспитывался христианином, человеком и гражданином, здесь учился грамоте, пению, здесь он постигал мир. Солдаты гарнизона приносили в церквах присягу, исповедовались, венчались, отмечали храмовые, полковые, общевоинские и государственные праздники. В военных храмах проходили богослужения перед отправкой в походы, здесь же служились благодарственные молебны за одержанные русским оружием победы. И, наконец, в последний путь солдат, офицеров и генералов отправляли также из храмов.

Православные храмы являлись центрами духовной культуры, они нередко выполняли светские функции: с амвона оглашались правительственные манифесты и указы, объявлялось о важнейших внутри- и внешнеполитических событиях. Храм часто являлся местом хранения важнейших документов, грамот и договоров, хранилищем казны, эталонов меры и веса. Военные церкви были не только местом совершения богослужений, но и своего рода военными музеями, хранившими бесценные церковные и военно-исторические реликвии.

К числу первых военных храмов можно отнести: церковь Спаса Нерукотворного Образа, устроенной в Спасской башне Казанского кремля по повелению царя Иоанна Васильевича; собор Святителя Николая Чудотворца в Киеве, построенный гетманом Мазепой в 1690 1695 гг.; церковь Пресвятой Троицы в Полтаве, 33-го пехотного Елецкого полка; церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Николаевской Измайловской военной богадельни (Измайлово); церковь преподобного Иосафа, царевича индийского и мученицы царицы Александры, Николаевской Измайловской военной богадельни (Измайлово); церковь святого благоверного князя Александра Невского, 91-го пехотного Двинского полка и другие. В короткое правление императора Павла I в Петербурге были построены церкви в Морском кадетском и Пажеском корпусах, построен новый каменный собор Преподобного Сергия Радонежского всей артиллерии. В период царствования Атександра I построены: церковь святого великомученика Георгия Победоносца в здании Главного штаба; церкви лейб-гвардии Павловского, Финляндского полков. При императоре Николае I построены храмы: лейб-гвардии Гренадерского, Семеновского, Измайловского, Конного, Егерских полков, казачьих частей. Николаевского военного госпиталя, после пожара 8 августа 1825 г. вновь построен по проекту архитектора В.П. Стасова собор Преображения Господня всей гвардии и другие. Эти и другие воинские храмы были не только местом для отправления публичного и частного богослужения, но являлись также памятниками истории и выдающимися произведениями архитектуры. В числе их авторов были известные мастера русского зодчества: архитекторы М.Г. Земцов, Ф.И. Демерцов. В.П. Стасов, К.А. Тон, М.Е. Месмахер, Л.Н. Бенуа, В.А. Покровский и другие. Многие из этих храмов стали своего рода хрестоматийными образцами.

Из-за отсутствия единства между членами Святейшего Синода относительно постоянных армейских церквей дело было представлено на высочайшее благоусмотрение. Николай I своей резолюцией на поданных ему документах, официально узаконил разделение храмов. 26 сентября 1826 г. последовал указ Святейшего Синода, в котором была объявлена воля императора. А далее в этом указе следовал довольно обширный перечень храмов, которые надлежало передать армии и флоту.

Военные храмы в зависимости от их значимости разделялись на три типа: соборы, церкви и часовни. Два последних типа, церкви и часовни, могли занимать как самостоятельную постройку, так и быть включенными в какое-либо здание, например, здание полковой казармы, штаба или даже манежа. В свою очередь, соборы, церкви и часовни в зависимости от их местонахождения и принадлежности к определенным войсковым частям подразделялись на несколько видов. Так, например, существовало четыре вида военных соборов: гвардейский, полковой, крепостной и морской.

Несравненно большее количество видов имели церкви, которые следует разделить на две большие группы: постоянные и походные. К первой из них следует отнести полковые, гарнизонные, лагерные, крепостные, а также церкви на военных кладбищах, в военно-учебных заведениях, тюрьмах и госпиталях. Ко второй группе — походные церкви, принадлежавшие сухопутным военным формированиям (сухопутные) и устроенные на военных судах (судовые). Практически все полки и корабли первого ранга имели походные церкви. Воинские часовни располагались как при крупных военных храмах, так и были самостоятельными часовнями при полках или часовнями при госпиталях и воинских захоронениях. На 9 января 1891 г. в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства числилось соборов и церквей военно-сухопутного ведомства: соборов-5; крепостных и госпитальных церквей-21; тюремных-8; бригадных-9; разных-19; полковых-183. В Кавказском военном округе — соборов-2; крепостных-6; местных военных церквей-6; полковых- 37; батальонных-20; разных-17. В морском ведомстве: соборов-4; госпитальных-3; разных-23.

В 1990-е гг. Церковь вновь начала активно окормлять военнослужащих. В 1995 г. в рамках Синода для этих целей был создан специальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Российской Федерации.

Доктор педагогических наук В.М. КОТКОВ

© 2006-2014 Победа – Сайт Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.